Дизсоциальное воспитание

Дизсоциальное воспитание
(от лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл, и социальное воспитание)
   — целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ). Задача Д.в. - привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования подобных антисоциальных объединений. Цели Д.в. зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них Д.в. имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.
   В Д.в. человек рассматривается не как личность (самостоятельный, ответственный субъект), а как индивид (т.е. представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий).
   Д.в. осуществляется с помощью определённого набора средств, из которых важнейшими можно считать следующие средства. Во-первых, осн. род занятий группы или организации (криминальный, квазикультурный, экстремистский). Во-вторых, автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жёсткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.
   Реализация автократического стиля руководства ведёт к тому, что первоначально складывающиеся отношения "лидер - ведомый", "учитель - ученик" превращаются в отношения "господин - раб", т.е. к полному подавлению членов группы. В-третьих, характер осн. рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для неё субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, причёска и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством Д.в.
   Процесс Д.в. в общем виде включает в себя ряд этапов. Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в неё и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультурные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д. Второй - включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение её норм, ценностей, стиля взаимоотношений. Третий - удовлетворение определённых потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.
   Четвёртый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш. Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71-72)
   Ч313

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Дизсоциальное воспитание" в других словарях:

  • Воспитание —     относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия

  • Преступность несовершеннолетних —     составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрослых. По ряду признаков П.н. отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по характеру преступлений подростки чаще совершают кражи,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитательная работа — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие 1.2 Человек …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»